Пейзажные фотографии любимы как профессионалами, так и любителями. Они дают возможность не только запечатлеть окружающую действительность, но и художественно осмыслить ее. На первый взгляд, фотографирование пейзажа может показаться простым делом: объекты неподвижны, точку съемки и ракурс можно выбрать, бери камеру в руки и снимай. На самом деле не все так просто.
Ракурс, композиция и свет
Съемка пейзажа хороша тем, что он от вас никуда не убежит. Выбрав определенное место, вы можете вернуться туда в нужное время, если в текущий момент заняты или условия освещения не подходят для выражения нужной идеи. При этом формирование композиции играет большую роль в ценности получившейся фотографии. Хотя и бывают случаи, когда достаточно навести объектив и нажать кнопку затвора, лучше все же продумывать, какое впечатление произведут объекты, попавшие в кадр.
Что касается времени суток, то снимать можно и нужно всегда. Однако снимки утром сразу после восхода солнца и вечером, на закате фото получаются особенно интересными. Так происходит благодаря светотеневой моделировке — низкое солнце, лучи которого падают под углом, подчеркивают рельеф объекта, делают его объемным и привлекательным на фото. Только в утренние и вечерние часы можно получить специфическую колористику теплых тонов, которые дает низкое солнце.
Однако это не значит, что в полдень фото не получится. Просто в это время придется немного поиграть с перспективой и выстраиванием композиции, чтобы снимок не вышел плоским. Ночная же съемка требует особых навыков и обязательного применения штатива.
Это интересно! Размещение главного объекта съемки (здание, дерево, большой камень, дорога) строго в центре фото очень редко смотрится красиво. Выбирайте положение так, чтобы смысловой центр снимка не совпадал с физическим, был смещен примерно на треть.
Режим съемки и техническое оснащение
Для того чтобы получить классическое пейзажное фото, желателен набор фототехники и вспомогательных инструментов, которые позволят получить оптимальный результат:
- Полноформатная камера. Если есть возможность приобрести полнокадровый фотоаппарат, он позволит отобразить большее количество пространства в кадре. При использовании матрицы с кроп-фактором стоит делать поправку на эффект приближения, который дают такие устройства.
- Широкоугольный объектив. Благодаря широкому углу снимок будет максимально приближен к панорамному формату. Некоторые фотографы считают, что снимать пейзажи можно только на объектив с коротким фокусным расстоянием, но это не совсем верно. Хорошее фото моно сделать и китовым 18–55, но широкоугольный фикс все же даст преимущество в охвате. Правда, нужно помнить об искажениях по краям линзы.
- Штатив. Пригодится для съемки с длинной выдержкой. Незаменим при работе в сумерках или ночью, а также ранним утром, когда солнце еще не взошло.
Важно! С зеркальной фотокамерой лучше работать в ручном режиме. В этом случае появляется возможность полностью контролировать процесс съемки.
Есть, по крайней мере, три параметра, которые нужно привести в соответствии с пейзажной съемкой:
- Светочувствительность (ISO). Выбирайте минимальные доступные параметры. В яркий солнечный полдень, особенно снежной зимой, ISO рекомендуется устанавливать в диапазоне 80–100, на рассвете или закате – до 200. Так удастся избежать излишней зернистости, которая в пейзажных фото редко применяется как художественный эффект.
- Диафрагма. Объекты пейзажа обычно требует одинаково резкого отображения, для чего диафрагму закрывают до значения 8, 11 или даже максимального для многих объективов 22. Это чревато тем, что света попадет в кадр намного меньше, поэтому в темное время суток придется оперировать параметрами выдержки для того, чтобы обеспечить нужную экспозицию.
- Выдержка. Из-за закрытой диафрагмы и минимального ISO для того, чтобы избежать недосвеченного снимка, используют длинную выдержку. Природа «дает добро»: ведь почти все объекты в кадре полностью неподвижны. Здесь и приходит на помощь штатив.
Для того чтобы красиво фотографировать пейзажи, не обязательно иметь дорогой фотоаппарат. При правильном выстраивании композиции и интересном ракурсе снимок на смартфон будет не хуже, ведь фотографирует не техника, а человек.