Меню
г. Киев, ул. Дегтяревская, 62
Наш адрес:
г. Киев, ул. Дегтяревская, 62
Время работы
Время работы магазина:
  • Пн-Пт: 09:00 - 18:00
  • Сб-Вс: выходной

Как выбрать фотообъектив

Рано и поздно, любой человек, купивший фотоаппарат со съемной оптикой, приходит к вопросу выбора нового фотообъектива. Да, есть категория любителей, которые фотографируют с объективом, который шел в комплекте и их все устраивает, но большинство начинающих фотографов с ростом опыта, понимают, что комплектный объектив уже не может удовлетворить их потребности и реализовать творческие задумки. Небольшую часть этих задач можно решить в графических редакторах, но и они имеют пределы своих возможностей, тем более что это тоже требует определенных навыков и опыта работы.

Многие возможности, можно реализовать только объективом, ни одна фотокамера не сможет функционально заменить возможности оптики, кроме того, не стоит забывать, что изображение формирует именно объективы — это управление масштабом изображения, возможность управлять глубиной резкости, макросъемка и «художественность» рисунка.

Как выбрать объектив

Основные характеристики объективов

Характеристики фотообъективов влияют на параметры, по которым мы делаем предварительный выбор, определяем тип и его назначение. К основным характеристикам относятся:

  • совместимость байонета;
  • фокусное расстояние;
  • светосила;
  • тип фокусировки;
  • тип мотора фокусировки;
  • наличие стабилизатора;
  • габариты.

Что такое байонет?

Байонет — это система крепления объектива к фотокамере, которая обеспечивает надежное соединение и удобство смены оптики. Большинство байонетов работает по принципу — совместил пазы, установил и повернул до щелчка.

Каждая из компаний производителей фототехники использует собственный тип байонета, которые несовместимы между собой. К примеру, фотообъективы Canon нельзя поставить на фотоаппарат Nikon и наоборот. В этом случае существует проблема не только механической несовместимости, но и разного расположения электронных контактов для взаимодействия камеры и объектива.

Чем это обусловлено? Конечно, главная цель любого производителя продавать товары своего производства, но есть еще ряд факторов, например, исторические отличия и разные пути развития и подхода к конструкции байонета. Байонет EF (Electro Focus) на фотообъективы для Кэнон, был разработан в 1987 г. для системы EOS с учетом автофокусировки и полностью электронного управления, включая управление диафрагмой. Поэтому оригинальные фотообъективы Canon EF не используют в конструкции механическое кольцо управления диафрагмой.

Компания Nikon использует байонет Nikon F, который был разработан в далеком 1959, когда использовались фотообъективы Никон только с ручной фокусировкой, а автофокусные модели существовали разве, что в качестве прототипов. Со временем компания постоянно совершенствовала и вносила в конструкцию байонета доработки. Сначала механический привод автофокуса, именуемый в народе «отвертка» и электронные контакты для объективов AF/AF-D, затем последовала серия AF-I для объективов со встроенным мотором и дальнейшая эволюция до серии AF-S.

объектив Никон

Фотообъективы Nikon AF-S выпускаются по сегодняшний день, используют кольцевой пьезоэлектрический мотор фокусировки SWM (Silent Wave Motor) и в этих моделях, компания перешла на полностью электронное управление с камеры, отказавшись от механического кольца управления диафрагмой. Большинство современных фотоаппаратов компании, обеспечивают обратную совместимость, включая объективы Nikon с механическим приводом автофокуса, исключение составляют лишь камеры начального уровня.

Как видно из истории только этих двух ведущих компаний, создать универсальный байонет с поддержкой выпущенных ранее объективов — неподъемная и, по сути, ненужная задача. На сегодняшний день существует только одна такая система — Micro Four Thirds System (MFT) созданная компаниями Olympus и Panasonic, продукцию с таким байонетом используют и выпускают многие компании: Voigtländer, Carl Zeiss, Schneider, JVC, DJI, фотообъективы Sigma, Blackmagic Design, фотообъективы Тамрон и недавно компания Xiaomi представила свою камеру под этот стандарт.

Что такое фокусное расстояние объектива?

На сухом техническом языке — это расстояние от оптического центра объектива до точки фокусировки. Раньше — это была фотопленка, теперь — это поверхность матрицы цифровой фотокамеры. Но для большинства любителей и начинающих фотографов гораздо понятней термины «ближе и шире» и «дальше и крупнее». Кроме приближения или увеличения угла обзора, фокусное расстояние влияет еще на ряд параметров — это масштаб изображения и перспектива.

Фокусное расстояние объектива

На сегодняшний день точкой отсчета принято считать объективы 50 мм, именно они получили название «стандартный объектив». Все объективы, имеющие меньшее фокусное расстояние, относятся к широкоугольным, имеющие большее — к телеобъективам.

Почему именно 50 мм? Считается, что такой объектив имеет параметры масштаба изображения и угол обзора, максимально соответствующий тому, что видит человеческий глаз. Хотя споры по этому поводу длятся по сегодняшний. Кто-то доказывает, что правильно считать таким объективом 40 мм, другие, что 43 мм, а третьи утверждают о 46 мм. Мы будем придерживаться установленного временем стандарта в 50 мм.

С какого фокусного расстояния начинаются широкоугольные фотообъективы? По описанным ранее критериям, объектив 40 мм тоже можно считать широкоугольным, но увеличение угла обзора будет очень скромным и номинально он ближе к стандартному объективу. Если посмотреть на широкий ассортимент объективов, особенно с фиксированным фокусным расстоянием, то широкоугольные модели начинаются от 35 мм. Объективы от 35 мм до 24 мм принято считать стандартными широкоугольниками.

Большинство недорогих зум-объективов, которые поставляются в комплекте с фотоаппаратом, имеет значение именно 28 мм в широкоугольном положении. Модели с фокусным расстоянием меньше 24 мм — это сверхширокоугольные объективы.

Фокусное расстояние

Широкоугольный объектив — это в первую очередь, конечно, увеличение угла обзора, в любом жанре фотографии, где требуется такие характеристики, без него не обойтись. В первую очередь — это, конечно, пейзажная, архитектурная и интерьерная съемка, большинство фотографий, сделанных данными объективами, имеют такой сюжет.

Кроме увеличения угла обзора, не стоит забывать о масштабе и перспективе. Чем меньше фокусное расстояние — тем меньше масштаб объектов в кадре. Говоря простым языком, чтобы уместить все объекты в кадр — объектив их уменьшает. У широкоугольников также интересная перспектива изображения, они как бы отдаляют объекты, визуально увеличивая на фотографии расстояние между вами и объектом съемки, получив опыт работы с такими объективами, вы сможете использовать этой интересный эффект для получения захватывающих фотографий.

Телеобъективы, или как еще их называют длиннофокусные объективы — это, как понятно из второго названия, модели, имеющие большое фокусное расстояние и позволяющие сфотографировать крупным планом удаленные объекты. Их также можно условно разделить на такие виды:

  • умеренные;
  • телеобъективы;
  • супертелеобъективы.

К умеренным телеобъективам можно отнести модели от 85 до 150 мм, к теле — от 180 до 300 мм и к супертеле — от 300 мм и выше. Данные объективы, в отличие от широкоугольных моделей, наоборот, с ростом фокусного расстояния обладают меньшим углом обзора.

Что касается масштаба и перспективы, тут также наблюдается различия, телеобъектив увеличивает масштаб изображения и сжимает перспективу, визуально приближая к вам удаленные объекты. В диапазоне 85–150 мм выпускаются в основном два типа моделей — это портретные объективы и макрообъективы.

Портретные объективы — это умеренно длиннофокусные модели 85–135 мм для съемки крупным планом с небольшого расстояния, основная сфера применения — портретная фотография. Объектив 135 мм — это классический портретник, который оптимально передает пропорции лица человека, когда мы хотим сделать портрет во весь кадр. 85–105 мм используются для съемки менее крупным планом, например, по пояс. С другой стороны, никто не запрещает вам использовать данные объективы для съемки прочих сюжетов и в других жанрах фотографии.

Макрообъективы — это отдельная группа объективов для съемки с небольшого расстояния крупным планом, в основном в масштабе 1:1 или больше. Такие виды фотообъективов имеют фокусное расстояние от 50 до 100 мм, реже встречаются модели 180–200 мм.

Характерная особенность, которой обладают объективы для макросъемки — это возможность снимать с заданным масштабом. Для этой цели используется шкала с нанесенной разметкой масштаба. В таком режиме съемки вам понадобиться дополнительный аксессуар — фокусировочные макрорельсы. Еще одна черта этих моделей — высококонтрастное изображение, которое отлично подходит для передачи большого количества мельчайших деталей.

Однако, что хорошо для макро, не всегда хорошо подходит для других типов съемки. Например, в портретной фотографии излишний контраст не всегда уместен. Для использования в данном жанре фотографии, макрообъективы стоит применять со смягчающим светофильтром или делать соответствующую постобработку в графическом редакторе.

Телеобъективы и супертелеобъективы — это длиннофокусные объективы, к первым можно отнести модели с фокусным расстоянием до 300 мм. К супер относятся модели свыше 300 мм. Основная задача таких объективов — обеспечить максимальное приближение удаленных от фотографа объектов.

В репортажной, спортивной фотографии и съемке дикой природы, зачастую нет возможности подойти к объекту съемки ближе, в таких случаях без помощи подобной оптики просто не обойтись. Стоит учитывать, чем больше фокусное расстояние — тем меньше угол обзора объектива.

Длиннофокусные объективы позволяют получить изображение с крупным масштабом и максимально сжимают перспективу, приближая удаленные объекты. Например, если вы фотографируете человека, и на заднем фоне будет дерево, телеобъективы как бы приблизят дерево к человеку и создадут впечатление, что они находятся рядом. Эту особенность объектива можно эффектно использовать при компоновке кадра для получения интересных фотографий.

Если телеобъективы реализуются по более-менее доступной цене, то модели супертелеобъективов доступны узкому кругу профессиональных фотографов или специализированных агентств. Цена на них может достигать десятков тысяч долларов. Не стоит забывать еще и об особенностях данной оптики — габариты и вес. Такие объективы имеют самые большие размеры, особенно светосильные модели с фиксированным фокусным расстояние. Они оснащены специальной лапкой для установки на фотоштатив. Как выбрать штатив для фотоаппарата, можно узнать в этой статье

Вес также может неприятно удивить многих начинающих фотографов, налегке с ним не погулять. Скорее всего, начинающий фотограф, при необходимости покупки такого объектива, остановит свой выбор на достаточно компактных зум-моделях.

По телеобъективам часто возникает вопрос: как рассчитать приближение объектива? Часто люди путают два понятия — это внутренняя кратность объектива и кратность приближения. Для расчета внутренней кратности нужно максимальное фокусное расстояние разделить на минимальное. Например, объектив 28–200 мм, 200 делим на 28 и получаем значение 7,14 - это и является внутренней кратностью, то есть объектив позволяет масштабировать изображение в этих пределах.

Часто этот параметр путают с приближением, но это неверно, для расчета реальной кратности приближения нужно максимальное фокусное расстояние разделить на 50, например, 200 делим на 50 и получаем значение 4 - это и есть настоящая кратность увеличения/приближения. Почему именно 50? Точкой отсчета служит объектив 50 мм, именно он максимально соответствует человеческому зрению.

Зум-объективы и фиксы

По своим возможностям объективы можно разделить на два основных типа:

  • объективы с фиксированным фокусным расстоянием, или как их коротко называют «фиксы»;
  • объективы с переменным фокусным расстоянием, чаще называют «зумы».

Фиксы имеют постоянное фокусное расстояние. Такие объективы не имеют возможности масштабировать изображение, роль зума играют ваши ноги. Хотите сфотографировать объект крупным планом — подходим ближе, хотите захватить в кадре больше объектов — отходим дальше. Хоть и приведенная выше схема работы довольно условная, но хорошо объясняет суть работы такого объектива.

Зум-объектив позволяет масштабировать изображение стоя на одной точке, приближать или, наоборот, увеличивать угол охвата получаемого изображения. Если с зум-объективом все более-менее понятно, все-таки большинство фотоаппаратов комплектуются именно таким типом оптики, то как работать с «фиксом»?

Можете провести эксперимент, который мне в свое время посоветовал опытный фотограф — установите ваш комплектный объектив в положение 35 мм и больше не трогайте кольцо зуммирования. Для надежности можно дополнительно зафиксировать с помощью канцелярской резинки. В таком состоянии объектива попробуйте фотографировать весь день, уверен, результат будет очень интересный. Сначала вы будете испытывать дискомфорт, но потом качество фотографий возрастет, почему?

Имея на руках объектив с фиксированным фокусным расстоянием — изменится подход к построению кадра, вы будете искать наилучший и интересный ракурс, а не бездумно крутить кольцо зуммирования. И это отличный тест, в ходе которого вы получите ответ на вопрос — нужен ли вам такой объектив? Хотя многие, после этого эксперимента однозначно скажут — зум-объектив удобней!

Почему многие фотографы выбирают именно фиксы или зумы, несмотря на бесспорное удобство зум-объективов? Есть определенные законы физики, обойти которые нельзя, как бы этого ни хотелось. Если взять два объектива примерно одного класса, то фикс всегда будет лучше по своим оптическим характеристикам. Разработать и настроить объектив под одно фокусное расстояние гораздо проще, чем сделать то же, но для зум-объектива.

Кроме того, большинство фиксов обладают гораздо большей светосилой, чем зумы, что также является основной причиной сделать выбор в пользу такого объектива. С другой стороны, зум-объективы предлагают удобство и вариативность, два таких объектива могут заменить целый парк оптики, перекрывая множество фокусных расстояний. Например, популярная связка профессиональной оптики — это объектив Canon 24-70 мм и Canon 70-200 мм. Два объектива позволяют получить изображение от широкоугольного до теледиапазона.

Выпускаются и универсальные зумы, такие как 28–200 мм или 28–300 мм, один объектив покрывает практически все широко используемые диапазоны. Но при этом есть свои нюансы. Если вы посмотрите на профессиональную оптику — внутренняя кратность объектива редко превышает значение Х3, тогда как любительские модели могут достигать Х10 и более, почему?

Дело в том, что любой зум-объектив – это, по сути, компромисс, между качеством и кратностью. При значениях внутренней кратности Х3 удается создавать объективы с минимальными потерями качества, а при больших значения — качество снижается в разы.

Но профессиональные модели объективов имеют один существенный для многих недостаток — это высокая цена, кроме того, не всем требуется высокая светосила и ультимативный уровень качества. По этим причинам для любительской фотографии подходят объективы и с большей, чем Х3 кратностью. Зачастую они обладают меньшими габаритам и более легким весом, что также влияет на выбор многих начинающих фотографов.

Светосила объектива

Светосила — это максимальное относительное отверстие объектива, простыми словами, данный параметр отвечает за то, сколько света может пройти через объектив. Светосила также неотделима от значения «диафрагма фотообъектива». Это механизм, который позволяет управлять размерами относительного отверстия, то есть управляет светосилой.

С помощью диафрагмы можно легко уменьшить значение светосилы, а вот увеличить больше, чем паспортное значение нельзя. Например, если объектив 50 мм имеет светосилу равную f/2.8, то вы не сможете использовать значение f/1.8 или f/1.4 и никакие конверторы здесь не помогут.

На что влияет светосила? На два ключевых параметра — это выдержка и глубина резкости. Чем большее светосила объектива — тем менее короткую выдержку можно использовать для снимка, за счет того, что объектив пропускает больше света и на правильное экспонирование тратится меньше времени. Глубина резкости изображения также зависит от этого параметра и чаще выражается в значении диафрагмы. Сделав снимок с одного и того же расстояния, но на разных диафрагмах, можно получить абсолютно непохожие по характеру изображения.

При использовании открытой диафрагмы f/1.4 - мы получим очень небольшой диапазон резкости от плоскости фокусировки, если закроем до f/8 - то зона резкого изображения значительно возрастет. При этом мы увидим в действии следующее правило, чем больше мы закрываем диафрагму — тем больше увеличивается время выдержки, так как света попадает меньше и для правильной экспозиции автоматика камеры вносит поправки.

Светосила объектива

Светосила объектива может быть постоянной или переменной, кроме того, два объектива с одинаковым фокусным расстоянием могут иметь разную светосилу. Взять, к примеру, Canon EF 24-105mm f/3.5-5.6 IS STM и Canon EF 24-105mm f/4L IS II USM. Как видим, диапазон зуммирования одинаковый, однако, в первом случае светосила переменная и составляет максимум f/3.5 на широкоугольном положении и f/5.6 на теле, во втором случае она постоянная, и составляет f/4 на всем диапазоне, в чем же разница?

Достаточно легко найти ответ обратив внимание на габариты и вес этих объективов. Линзы в более светосильной модели больше по диаметру, что и позволяет пропускать достаточное количество света для возможности работы на значении f/4 во всем диапазоне. Если вы планируете купить объективы с высокой светосилой, то будьте готовы мириться с большими габаритами и весом, особенно выбирая длиннофокусные модели. А также не забывайте сразу приобрести крышку на фотообъектив для защиты оптики от пыли и влаги.

Производители

Невозможно выбрать лучший фотообъектив или подобрать модель, которая будет одинаково хорошо выполнять свои функции при различных типах съемки. Для каждого случая следует подбирать определенное устройство. Прежде чем покупать технику стоит ознакомиться с различными обзорами на фотообъективы и после этого делать покупку.

Фотообъектив купить в Киеве

Несомненно, лидерами продаж и самыми популярными среди аматеров и профессионалов остаются фотообъективы марок Кэнон и Никон (включая фотообъективы Nikkor), так как они отличаются высокой технологичностью и целым комплексом инновационных решений. Например, фотообъектив Canon USM с автофокусоровкой с ультразвуковым приводом издают минимальный шум и отличаются низким энергопотреблением.

Для начинающих фотографов стоит обратить внимание на бюджетные решения, к которым относятся фотообъективы Tamron, Kenko и некоторые недорогие модели фотообъективов Сони.

Оптимальное соотношение в плане качества и цены реализовано в фотообъективах Сигма, Самсунг, некоторых моделях фотообъективов Пентакс и фотообъективов Sony. Стоит учитывать, что многие бренды выпускают оптику под тушки одноименного бренда.

Советские фотообъективы

Удивительно, но многие современные фотографы выбирают оптику советских времен. Это вызвано не только доступной ценой на фотообъективы, но и особенностью старых устройств создавать изображение, отличающееся пластичностью и отсутствием излишнего контраста.

объектив Зенит, Гелиос

К семейству фотообъективов Мир относится широкоугольная просветленная оптика с пятью или семью линзами. Наличие в некоторых объективах крепления байонета обеспечивает совместимость с фотоаппаратами Никон. Это же касается фотообъективов Гелиос и фотообъективов Зенитар. Для интеграции с техникой Кэнон требуются специальные переходники.

Фотообъективы Таир, с маркировкой А в названии, относящиеся к семейству длиннофокусных оптических приборов, при использовании специального адаптера могут работать с техникой Кэнон. То же самое касается и фотообъективов Юпитер серии А. Фотообъективы Индустар, а также фотообъективы Зенит можно использовать с зеркалками и беззеркалками Сони, Кэнон, Олимпус, Никон, за счет наличия посадочной резьбы М42, которая совместно с адаптером позволяет интегрировать оптику с тушкой.

Комментарии
Популярные категории